ШАГ 1 — заполнение заявления на закрытие
Индивидуальный предприниматель — гражданин, прошедший государственную регистрацию для получения указанного статуса, данные о котором включены в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП). С точки зрения действующего гражданского законодательства, рассматриваемые субъекты выступают как профессиональные участники имущественного оборота, что определяет особенности правового регулирования заключаемых ими сделок и ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение принятых на себя обязательств.
Регистрируясь в качестве ИП, субъект принимает на себя определенный комплекс обязанностей перед государством. Например, сдача отчетности. Однако от этого статуса можно отказаться посредством определенной законодательством процедуры, которая не вызовет значительных затруднений, если лицо добросовестно выполняло обязанности перед государственными органами (в первую очередь речь идет о налоговых обязанностях) и внебюджетными фондами, которые могут существенно осложнить жизнь на этапе закрытия ИП тем, кто нарушал требования законодательства, а именно, не сдавал в установленные сроки отчетность, не уплачивал требуемые платежи, совершал налоговые правонарушения.
По сути «закрытие ИП» означает исключение лица из ЕГРИП, то есть регистрационное действие уполномоченного государственного органа, которое производится на основании пакета документов, включающего заявление заинтересованного лица.
Заявление о прекращении деятельности ИП составляется в соответствии с установленной формой Р26001, утвержденной Приказом ФНС РФ.
Готовый для заполнения бланк вы можете найти на официальном сайте Федеральной налоговой службы (www.nalog.ru). Рекомендуется использовать именно этот ресурс, чтобы уберечь себя от устаревших или содержащих ошибки форм.
Как заполнять
Далее рассмотрим подробнее порядок заполнения заявления.
Обратите внимание, что с июля 2013 года форма подверглась изменению.
В части 1 необходимо указать сведения об индивидуальном предпринимателе, который решил отказаться от этого статуса. В п. 1.1 указывается его регистрационный номер в ЕГРИП (основной государственный регистрационный номер ИП), его можно посмотреть на свидетельстве, которое было получено при регистрации в качестве ИП. Далее указывается фамилия, имя, отчество (при наличии) предпринимателя на русском языке. В каждую клетку вписывается отдельная буква. Все буквы заглавные. В п. 1.5 вписывается ИНН заявителя (идентификационный номер налогоплательщика). Каждая цифра в отдельную клетку.
В части 2 нужно указать способ получения документов после государственной регистрации.
Требуется выбрать один из трех предложенных вариантов:
- Выдача заявителю;
- Выдача заявителю или лицу, действующему на основании доверенности;
- Отправка по почте.
Учитывая длительность передачи корреспонденции, рекомендуется получить документы самостоятельно в назначенный день или выбрать представителя, вручив ему доверенность на право получения документов в ИФНС.
Далее необходимо указать контактные данные, а именно номер телефона и адрес электронной почты.
Все остальные поля необходимо оставить незаполненными.
Когда все перечисленные выше действия выполнены, обязательно проверьте правильность введенных данных. Вполне возможно, что в процессе заполнения заявления на закрытие ИП была допущена ошибка, которая может стать основанием отказа в государственной регистрации прекращения лицом деятельности в качестве ИП.
Нужно ли заверять?
Если документ заполнен надлежащим образом, его необходимо распечатать в одном экземпляре и обратиться к нотариусу для удостоверения подлинности подписи заявителя.
Цены на нотариальные услуги вы можете узнать в нотариальных конторах вашего города.
Соответственно, для заверки вам понадобится названная нотариальной конторой денежная сумма, паспорт, свидетельство ИНН и два экземпляра формы Р26001 (один — обязательно, второй — желательно).
Что же представляет собой нотариальное удостоверение подписи?
Перед совершением надписи нотариус спросит вас о том, понимаете ли вы правовые последствия своих действий, затем сверит данные в форме с данными, указанными в документе, удостоверяющем личность, свидетельстве ИНН, затем вы поставите подпись в специально отведенном для этого поле, после чего и последует заверение.
Учитывая, что новые формы заявлений были приняты не так давно, обратите внимание, что нотариус проставляет надпись в нужном поле и указывает свой ИНН. Если он допустил ошибку, а у вас при себе второй экземпляр заявления, проблем не возникнет.
Когда заявление заверено, оно готово к подаче в регистрирующий орган вместе с другими требуемыми документами.
Обобщим изложенное, сделав акцент на главных аспектах подготовки формы Р26001:
- Обратите внимание на актуальность формы, полученной из интернета;
- При заполнении помните, что в одну клетку ставится только один символ;
- Внимательно проверьте правильность введенных данных;
- Заполняйте только поля, отведенные для заявителя;
- После того, как заявление распечатано, его следует заверить нотариально;
- Подпись ставится в присутствии нотариуса;
- Для заверки необходимо иметь при себе паспорт и свидетельство ИНН, а также деньги для уплаты нотариального сбора;
- Будет полезно взять с собой к нотариусу два экземпляра заявления на случай ошибки, но заверять и подавать в налоговую инспекцию нужно только один;
- Удостоверьтесь, что надпись нотариуса выполнена надлежащим образом (находится в нужной части документа, указаны необходимые данные);
- Заявление прикладывается к комплекту документов и подается в налоговую инспекцию, на которую возложены функции по совершению регистрационных действий в вашем регионе.
Безусловно, при закрытии ИП заполнение формы не является самым главным и самым сложным этапом, однако ошибки и невнимательность могут стать причиной отказа налогового органа от совершения регистрационного действия, что приведет к потере времени и денег, потраченных на уплату государственной пошлины.
Вы можете скачать Образец заявление на закрытие ИП — форма Р26001 |
Пошаговая инструкция
- Шаг 1 — заполнение заявления
- Шаг 2 — сбор документов
- Шаг 3 — увольнение работников
- Шаг 4 — закрытие счета
- Шаг 5 — снятие с учета ККТ
- Шаг 6 — уведомление в налоговую
- Шаг 7 — уведомление фондов