Перерегистрация ИП
Перерегистрация ИП (индивидуального предпринимателя) – это такая процедура, которая необходима, чтобы зафиксировать изменения, произошедшие в документах ИП. От повторной регистрации она отличается тем, что не подразумевает прекращения предпринимательской правоспособности на какой-то период времени.
То есть повторная регистрация — это когда ИП исключается из ЕГРИП (единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей). При перерегистрации такого не происходит, вы не прекращаете бизнес, а лишь уведомляете государство об изменениях, которые в нём произошли. Сразу скажем, что эта процедура намного проще, чем аналогичные действия с тем же ООО.
Если говорить более точно, то такого понятия как «перерегистрация ИП» юридически не существует: вы не найдёте его ни в одном законе. Это название прижилось в обиходе, но официально процедура называется по-другому – внесение изменений в сведения об индивидуальном предпринимателе. Поэтому не удивляйтесь, когда необходимые документы вам необходимо будет заполнять именно под таким заголовком.
В каких случаях надо вносить изменения?
- ИП меняет паспортные данные. В частности, речь идёт о ФИО, поле, дате и месте рождения. С 1 июля 2011 года ФМС (федеральная миграционная служба) обязана самостоятельно уведомлять налоговые органы об изменениях в паспортных данных ИП, однако на практике они этого либо совсем не делают, либо делают, но с большим опозданием, поэтому лучше позаботиться о перерегистрации самостоятельно;
- ИП меняет гражданство или меняет место жительства в пределах России. Это касается и фактического проживания: даже если вы не меняли прописку, то внести изменения в ИП необходимо;
- ИП меняет род деятельности, если при этом необходима регистрация новых (других) кодов ОКВЭД (общероссийского классификатора видов экономической деятельности). Например, если вы дополнительно к вашим основным продажам хотите открыть интернет-магазин, то нужно будет дополнительно зарегистрировать возможность заниматься «розничной торговлей, осуществляемой через телемагазины и компьютерные сети (электронная торговля, включая Интернет)», код 52.61.2;
- Выясняется наличие ошибки при внесении записи в ЕГРИП о регистрации лица в качестве ИП в налоговом органе.
Какие документы нужны?
- Копия первых страниц паспорта;
- Копия вашего ИНН (идентификационный номер налогоплательщика);
- Свидетельство о браке (если перерегистрация происходит по причине перемены фамилии);
- Свидетельство о перемене фамилии, имени или отчества (если речь идёт о перемене без регистрации брака);
- Копия свидетельства о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя;
- Копия выписки из ЕГРИП;
- Копия уведомления о постановке ИП на налоговый учёт.
Нотариальное заверение копий не требуется, если подаёте документы лично. В противном случае, копии надо будет заверить.
После того, как внесение изменений в ИП завершено, в отделении налоговой службы вам обязаны выдать следующие документы:
- Выписку из ЕГРЮЛ (единого государственного реестра юридических лиц);
- Свидетельство о внесении изменений в ЕГРИП;
- Новое свидетельство ИНН (если вы меняли место жительства, и было необходимо прикрепление к другому отделению налоговой инспекции);
- Извещение о постановке на налоговый учёт (если место жительства изменилось, но отделение налоговой инспекции осталось прежним).
Пошаговая инструкция по перерегистрации ИП
Шаг 1. Консультация у юриста и сбор пакета необходимых документов. Надо сказать, что перерегистрация особенной сложности не представляет, поэтому без консультации индивидуальный предприниматель может обойтись.
Шаг 2. Передача документов и сопутствующей информации в регистрирующий орган ФНС (федеральной налоговой службы).
В налоговый орган потребуется подать заявление, подписанное вами. Обратите внимание на источник, из которого вы берёте заявление! С 4 июля 2013 года действует новая форма. При заполнении заявления можно фиксировать сразу несколько произошедших изменений, отметив их соответствующими галочками. Заявление должно быть прошнуровано и пронумеровано с соответствующей наклейкой на обороте страницы и вашей подписью.
Заявление можно подавать не лично, а отправить по почте или передать по нотариальной доверенности. Однако в последних случаях, как мы уже отметили, копии подаваемых документов нужно заверить нотариально. По почте отправляется ценное письмо с обязательной описью вложения.
Шаг 3. Получение новых документов по завершении процесса перерегистрации ИП. Если вы подавали документы по почте / по доверенности, для личного получения документов вам понадобятся паспорт и доверенность. Документы, не полученные в указанный срок лично, высылаются по почте на адрес, где вы зарегистрированы. Что касается получения документов по обычной доверенности, здесь ситуация варьируется в зависимости от региона, в котором вы находитесь. Например, в Москве это сделать можно.
Отдельно отметим, что госпошлина на все перечисленные действия отсутствует.
Сроки
Внесение изменений в ИП нужно произвести очень оперативно, потому что подать заявление необходимо в течение 3-х рабочих дней с момента их возникновения. Однако учитывайте, что в некоторых налоговых органах говорят о 3-х календарных днях. Это не соответствует закону, но чтобы избежать проблем, желательно подать документы в течение 3-х календарных дней, если есть такая возможность.
Если вы подаёте документы по почте, то сроком подачи, по общему правилу, считается момент отправки документов.
Внести изменения в ИП и подготовить все документы налоговый орган должен за 7 рабочих дней.
При нарушении срока подачи документов на вас может быть наложено административное взыскание: предупреждение или штраф до 5000 рублей.